Объем образовательной деятельности реализуется в соответствии с Государственным заданием
Образовательные программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего образования и направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Миссией школы, работающей с детьми, с умственной отсталостью (лёгкой, умеренной, глубокой, а также с ТМНР) является создание возможностей для получения полноценного образования детьми с интеллектуальными нарушениями и успешной социализации обучающихся на основе интеграции возможностей учебной и воспитательной деятельности в образовательном процессе, с учетом уникальных воспитательных возможностей педагогического коллектива школы, на базе создания развивающей образовательной среды, здоровьесберегающего пространства школы и широкого спектра социальных связей. В связи с выполняемой миссией целями реализации любой АООП являются:
обеспечение результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Образовательные программы, реализуемые школой, направлены на решение задач коррекции недостатков умственного и физического развития учащихся в процессе обучения, формирования общей культуры личности, адаптации личности в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных навыков трудовой деятельности.
Все основные образовательные программы являются адаптированными, поскольку обучающиеся имеют такие нарушения психофизического развития, степень выраженности которых требует особых условий, методов и приемов обучения и обязательного проведения коррекционной работы. В программах учтены психофизические особенности умственно отсталых обучающихся.
Все адаптированные программы являются основными, поскольку реализуются в процессе обучения целых классов.
Индивидуальные программы для обучающихся на дому составляются на основе адаптированных основных образовательных программ. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) осуществляется по специальным индивидуальным программам развития (СИПР). Оно предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов со сверстниками и взрослыми. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развития его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Общая продолжительность обучения по образовательным программам - 11 лет.
Учреждение разрабатывает адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего, основного общего образования на основе федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) здоровья с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Учреждение реализует общеобразовательные программы:
- адаптированную основную общеобразовательную образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
- адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушенями развития (вариант 2);
- адаптированную основную образовательную программу образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС);
- дополнительную общеразвивающую программу по направлениям: художественно-эстетическое; физкультурно-спортивное; научно-техническое; социально-педагогическое; культурологическое.
Внеурочная деятельность в учреждении строится в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и регламентируются локальными актами учреждения.
Для обучающихся, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, учреждение разрабатывает специальную индивидуальную программу развития, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (8-9,10-11 класс)
Программа воспитания и социализации обучающихся «ВМЕСТЕ ВОЗМОЖНО ВСЕ».
Программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью
Подпрограмма «Гражданско-правовое образование и воспитание».
Дополнительные образовательные программы
Уровни образования |
Наименование образовательной программы |
Изучаемые предметы и курсы, предусмотренные программой |
Реализация программ начального общего образования |
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (ФГОС ОО УО) АООП образования обучающихся с РАС (вариант 8.3 ФГОС ОО ОВЗ) 1-4 классы |
Русский язык, Чтение, Речевая практика, Математика, Мир природы и человека Музыка, Рисование Физическая культура Ручной труд коррекционные курсы: логопедические занятия, психосенсорика, ЛФК, ритмика |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (в соответствии с ФГОС ОО УО) АООП образования обучающихся с РАС (вариант 8.4 ФГОС ОО ОВЗ) 1-4 классы |
Речь и альтернативная коммуникация, Математические представления, Человек, Домоводство, Окружающий природный мир, Окружающий социальный мир, Музыка и движение, ИЗО, Предметные действия, Адаптивная физическая культура коррекционные курсы: альтернативная коммуникация, двигательное развитие, сенсорное развитие, предметно-практические действия |
|
Реализация программ основного общего образования |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (в соответствии с ФГОС ОО УО) 5-7 классы |
Русский язык, Чтение, Математика Математика с информатикой, Природоведение, Биология, География, Мир истории, Основы социальной жизни, История Отечества, Изобразительное искусство, Музыка, Физическая культура, Профильный труд коррекционные курсы: логопедические занятия, психосенсорика, ЛФК |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (в соответствии с ФГОС ОО УО) 5-7, 11б классы |
Речь и альтернативная коммуникация, Математические представления, Окружающий природный мир, Человек, Домоводство, Окружающий социальный мир, Музыка и движение, ИЗО, Адаптивная физическая культура, Профильный труд коррекционные курсы:альтернативная коммуникация, двигательное развитие, сенсорное развитие, предметно-практические действия |
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) по специальным (коррекционным) образовательным программам VIII вида 8-9 классы |
Письмо и развитие речи, Чтение и развитие речи Математика, Информатика Природоведение, Биология, География Обществоведение, История Отечества Физическая культура Профессионально-трудовое обучение Социально-бытовая ориентировка Трудовое право |
|
Реализация адаптированных основных программ профессионального обучения |
АООП основного общего образования для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) по специальным (коррекционным) образовательным программам VIII в. 10-11 классы |
Родной язык, Литература, Математика с основами финансовой грамотности, Обществоведение, Этика и психология семейной жизни, Физическая культура Профессиональная подготовка по профилям: столярно-строительное дело, швейное дело, обслуживающий, сельскохозяйственный труд |
Реализация адаптированных основных индивидуальных программ |
АООП для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) по специальным (коррекционным) образовательным программам VIII вида 8-9 классы (обучение на дому) |
Чтение, письмо, Математика Мир растений, Мир животных Человек, Человек и общество Самообслуживание, Хозяйственно-бытовой труд Ремесло, СБО Коррекционные курсы: логопедические занятия, психосенсорика, ЛФК |